Ритуальные услуги в Боброве. Похоронное бюро круглосуточно. Низкие цены.


согласие на обработку персональных данных
Лого

Человек жив, пока о нем жива память...

Православные обычаи

Рано или поздно для каждого человека наступает пора перехода от временного земного существования к вечности. Страшно, когда человек умирает, не осознавая этого, цепляясь до последней минуты за призрачные надежды на выздоровление, особенно если ближние по малодушию скрывают от него правду. Напротив, великое благо, если родственники позаботились о предсмертном напутствии и призвали священника к умирающему (разумеется, не против его желания).

Православная Церковь благословляет своих чад в загробную жизнь таинствами Покаяния, Причастия и Елеосвящения (Соборования).

Если умирающий не был крещен, то в первую очередь над ним совершается таинство Крещения. Крещенные приносят священнику исповедь во всех неправдах и согрешениях, какие были в их жизни и, если их раскаяние было чистосердечным, допускаются к Причащению Святых Христовых Таин. Это - лучшее напутствие для души, готовящейся вступить на дорогу к вечности. Считается даже, что человек, живший церковной жизнью и сподобившийся Причащения в день своей кончины, минует демонские устрашения и истязания при восхождении на небо и беспрепятственно достигает светлых чертогов. Соборование не заменяет собой исповеди, как это считается некоторыми, но дополняет ее. В таинстве Елеосвящения прощаются грехи неосознанные или забытые, а умышленно (по стыду или расчету) утаенные на исповеди не отпускаются.

Но ни одно из таинств не может быть совершено над человеком, находящимся в бессознательном состоянии и не способным засвидетельствовать свою волю, а тем более над уже умершим. Если призвать священника по каким-то причинами невозможно, а умирающий желает креститься, - правом и долгом каждого православного мирянина будет совершить это таинство самому. Для этого необходимо произнести без искажений совершительную формулу Крещения: "Крещается раб(а) Божий(ая) (полное имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь", омывая голову страждущего святой водой при каждом произнесенном слове "Аминь".

Если после такого крещения умирающий, по неведомому нам Промыслу Божию, остался жив, таинство считается действительным и более не повторяется. Однако его следует дополнить теми молитвами и обрядами, совершить которые может только священник, в первую очередь - таинство Миропомазания. Для этого нужно прийти в храм или пригласить батюшку на дом.

 

Приготовление тела к погребению

Человеческое тело, по учению Православной Церкви, - храм души, освященный благодатью таинств. Православие настаивает на догмате о всеобщем воскресении мертвых перед Страшным судом. Как райское блаженство, так и адские муки будут уделом не только души, но и тела. Поэтому уже с апостольских времен Церковь любовно заботится об останках братьев и сестер по вере, чтобы, воздав им последние почести, предать земле до Второго Пришествия Господа нашего.

Омовение тела прообразует чистоту и непорочность праведников в Царстве Небесном. Оно совершается одним из родственников почившего с чтением молитвы "Трисвятое": "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас". Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на лавку или на пол, подстелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы. Одежду, в которой человек умер, и все, что использовалось при его омовении, принято сжигать.

 

Панихида

В переводе с греческого "панихида" означает "всенощное пение". Еще в эпоху римских гонений вошло в обычай ночное моление за усопших. В эти страшные времена христиане, боясь ненависти язычников, только ночью могли провожать в вечный покой тела святых мучеников, и ночью же молились над их гробами. Под покровом тьмы, символизировавшей нравственное состояние тогдашнего мира, христиане зажигали около останков мучеников свечи и совершали заупокойное пение в течение всей ночи, а на заре предавали тела их земле. С тех пор молитвенное последование над почившими христианами называется панихидой.

Сущность панихиды - молитвенное поминовение усопших братьев и сестер, которые, хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой свои немощи. Совершая панихиду, Церковь напоминает всем живущим о том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят они на этом Суде, исповедуя свои дела перед Господом Сердцеведцем. Не дерзая определять посмертную участь покойного, которая станет известна лишь после Суда, Церковь напоминает нам о Божественном милосердии и побуждает молиться за умерших, дает возможность сердцу излиться в слезах и прошениях за близкого человека.

Завершается панихида возглашением диакона: "Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память!" Как говорит толкователь богослужения блаженный Симеон, архиепископ Солунский, "это молитвенное воззвание есть дар и завершение всего, оно отсылает умершего к наслаждению Богом и как бы передает душу и тело усопшего Богу".